Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новости

24/02/2009

Москва-Петербург: кто больше тратится на книги и где они приобретаются?

Москвичи тратят на книги на 15—20% больше, чем жители Санкт-Петербурга. Такие результаты получили специалисты «РБК. Исследования рынков» в ходе исследования «Рынок книг Москвы и Санкт-Петербурга: читательская активность, покупка, каналы продаж». Респондентами стали 550 пользователей Интернета в возрасте 18—58 лет в Москве и 530 — в Санкт-Петербурге.
В Москве средняя сумма затрат на покупку книг одним респондентом за девять месяцев составила 2085 руб. (с учетом тех, кто не покупал книги), или около 230 руб. в месяц. Наиболее емкими по читательским тратам стали детская литература, учебники и учебные пособия и фантастика, на эти сегменты приходится около 23% расходов покупателей. В Санкт-Петербурге за девять месяцев средняя сумма затрат на покупку книг одним респондентом составила 1689 руб. (с учетом тех, кто не покупал книги), или около 190 руб. в месяц. Наибольшие средства были потрачены на учебники и учебные пособия, деловую и профессиональную литературу, детскую литературу и фантастику. В сумме на них приходится около 42% расходов покупателей.
Эксперты обращают внимание на то, что данные исследования отражают предпочтения только интернет-аудитории, чей доход, как правило, выше доходов среднестатистического россиянина. Согласно данным исследования «Чтение в России-2008. Тенденции и проблемы», проведенного Левада-Центром, 46% взрослых россиян не читают книг, а наиболее обеспеченные читатели предпочитают фантастику (включая фэнтези и мистику), отечественную и переводную современную прозу и «гламурную» литературу.
По данным исследователей РБК, для сегмента аудиокниг в Москве серьезным конкурентом книжным магазинам выступает интернет-торговля: 38% покупателей аудиокниг совершают покупки в обычном магазине, 34% — через Интернет. В Санкт-Петербурге 25% опрошенных покупают аудиокниги в книжных магазинах, 30% — через Интернет.
И в Москве, и в Санкт-Петербурге женщины тратят на покупку книг больше денег, чем мужчины. Самыми активными покупателями книжной продукции эксперты РБК признали людей среднего возраста (30—40 лет). Наиболее экономными покупателями в Москве оказались люди старшего возраста, а в Санкт-Петербурге — молодежь до 25 лет.