9 декабря 2016 года Московская городская Дума и НП "Родное слово" провели круглый стол «СЛОВАРИ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ТРЕБОВАНИЯ, ПОТРЕБНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ».
Были обсуждены следующие темы:
Роль словарей в культуре и образовании, сохранении и укреплении позиций русского языка как языка межнационального общения.
Культура пользования словарями в требованиях ФГОС и Концепции преподавания русского языка и литературы.
Словари как катализатор повышения образовательных результатов учащихся во всех предметных областях и сферах знаний, инструмент подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Научно-педагогическая экспертиза как условие использования словарей в образовательном процессе.
Нормативно-правовые барьеры доступности словарей в системе образования: результаты всероссийского мониторинга 2016 года по обеспеченности школ словарями.
В работе круглого стола приняли участие представители органов управления образованием; научно-педагогической общественности; руководители образовательных организаций; учителя школ и гимназий; преподаватели вузов и др.
По итогам обсуждения приняты рекомендации для органов государственной и муниципальной власти, управления системой образования.
На круглом столе выступил руководитель некоммерческого партнерства «Родное слово" К.С. Деревянко:
Словари – особый, многообразный по форме и содержанию, интеллектуальный ресурс, используемый в реальной школьной практике наряду с учебниками и учебными пособиями и учителями, и учащимися.
Тем не менее по целевому назначению и структуре содержания словари относятся к отдельному самостоятельному виду изданий, что и подтверждает межгосударственный стандарт, подробно это описывающий.
Важно отметить также, что, в отличие от школьных учебников и учебных пособий, словари остаются в жизни человека и после окончания школы (в вузе, в профессии, в обыденной жизни).
Формирование культуры пользования словарями – это инструмент развития информационной грамотности, самостоятельности в обучении и познании мира, способ расширения кругозора.
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что словари выпали из активного образовательного процесса на десятилетия. Причин тому много:
-
Словари системно не разрабатывались долгие годы, издательства отрабатывали ресурс, накопленный в советское время. Создание нового продукта в этой сфере требует аккумулирования многих ресурсов и методичного многолетнего развития.
-
Словари как класс продукции в соответствии с ГОСТ не вошли в перечень допущенной литературы для школ – не было ни профессиональной экспертизы, ни полномочий по оснащению. Итог – фонды крайне изношены и во многом не актуальны. Они требуют не только пополнения, но и изъятия некачественной продукции.
-
Низкая актуализация проблемы и как следствие – недостаточная поддержка государства.
В последнее время усилиями общественных, научных, издательских структур, не без активной поддержки Минобрнауки, Департамента образования Москвы, ситуация стала меняться в лучшую сторону:
-
Изменение геополитической ситуации привело к тому, что государство обратило внимание на поиск форм поддержки русского языка не только за рубежом, но и внутри страны.
-
Мы подошли к рубежу, когда отечественной академической наукой накоплен огромный потенциал в сфере лексикографии, что позволяет ставить наши разработки в один ряд с мировыми, имеющими столетнюю историю брендами.
-
В корне изменилась структура потребления информации. Молодое поколение видит мир по-новому, мы должны дать им ориентиры, инструмент содействия в этом нарастающем потоке информации (речь, например, может идти о технологии Web 3.0).
-
Миллионы словарных статей, в системе описывающих русский и национальные языки, все сферы знаний и предметные области, будут переведены в электронные системы и объединены в Национальный лексикографический ресурс, который займет достойное место в глобальном виртуальном пространстве и станет платформой распространения русского языка исохранения всего языкового многообразия нашей страны.
Реализация такого проекта будет знаменовать проявление глубокой государственной мудрости: он будет способствовать формированию новой социально ответственной индустрии, существование которой позволит стимулировать развитие науки, системы образования и станет одним из символов национальной идентичности.
Мы предлагаем создать в стране систему федеральной экспертизы словарей государственного языка РФ, языков народов РФ, иностранных языков, а также тематических терминологических словарей по предметным областям и сферам знаний в виде Единого реестра таких словарей, формирующегося по аналогии с ФП учебников.