Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

12/01/2010

Почему мы говорим и пишем неграмотно?

"Комсомолка" попыталась выяснить, влияет ли компьютер на грамотность белорусов и нужно ли давать детям слушать аудиокниги.

Заметив ошибку или опечатку в нашей газете, читатели возмущаются: "Как можно такое допустить?" Мы просим прощения, объясняя, что иногда, старясь как можно быстрее сообщить о какой-либо новости, не замечаем пропущенной буквы или непоставленной запятой. А часто, читая письма или отклики читателей сайта kp.by, удивляемся уже мы, журналисты: почему так много ошибок? Из-за чего стала хромать грамотность у белорусов и как исправить ситуацию? Об этом "Комсомолка" поговорила с деканом факультета русской филологии БГПУ им. Максима Танка, доктором филологических наук, профессором Василием Стариченком.


- Василий Денисович, вы, как человек, постоянно работающий со студентами, можете ли сказать, что с каждым годом пишут все более безграмотно? Или это все просто традиционные вздохи: мол, раньше все было лучше.


- Да, с грамотностью сейчас у большинства молодежи есть проблемы. И с каждым годом они становятся все серьезнее. Но эта проблема возникла не в последние пять или, например, семь лет. Грамотность, как в устной, так и в письменной речи, стала резко падать именно после распада СССР. Отмена цензуры, неподготовленные публичные выступления, восторги публики при употреблении ораторами в своих речах просторечной и жаргонной лексики - все это не пошло на пользу совершенствования грамотности и укрепления норм литературного языка. Да, отмена цензуры и возможность говорить без заранее утвержденного текста - это хорошо. Но многие оказались к этому просто не готовы: в публичных выступлениях заметно увеличилось количество грамматических и лексических ошибок, ненужных повторов, неказистых фраз, неправильно построенных конструкций и т.п.
Проблемы культуры речи и грамотности студентов часто обсуждаются в нашем университете. Второй год подряд среди студентов первого курса всех факультетов проводится диктант. Его цель – определить уровень грамотности, наметить пути по ее совершенствованию. Результаты диктанта поразили руководство университета, а также преподавателей филологических кафедр. На некоторых факультетах почти 90 % студентов получили неудовлетворительные отметки.
 

"кАбан" или "кОбан"? - вот в чем вопрос!

- И какие самые распространенные ошибки были в диктанте?
 

- Наиболее распространенные ошибки вызваны белорусско-русским билингвизмом. Под влиянием русского языка вместо буквы а студенты часто использовали букву о (ноиболее, котострофа, укозать, позовидует, оброзованный, безоблочный). Во многих случаях причиной орфографических ошибок стало белорусское аканье (возраждение, покаление, каторый, таржественный, спакойный, раскошный). Типичные ошибки – это слитные написания предлогов и частиц с другими словами (хотябы, воимя, небыло, когдато, раздельные написания наречий (на едине, по немногу, в переди), дефисные написания (по-немногу, буд-то, что-бы), неправильные написания слов с непроизносимыми согласными(бескорысный, чесный , безвесный, пристрасный). Некоторые умудрились сделать ошибку даже в таком простом слове, как "кабан" ("кОбан").
После написания диктанта мы попросили: напишите балл вашего сертификата и балл аттестата. Некоторые первокурсники чудовищным образом «интерпретировали» эти слова, написав "Оттистат", «отестат», и "Аттистат", были "сИртификат" , «сертефекат» и даже "Ббал". То есть человек помнил, что в этом слове следует писать какие-то две буквы, но каких именно - забыл. Всего в диктанте было 195 слов. Самый плохой результат - 46 ошибок.


- Наверняка, самыми безграмотными по результатам этого диктанта оказались точные факультеты. Все-таки физикам и математикам более интересны формулы, а не то, как правильно пишется сложноподчиненное предложение, например.


- Здесь есть доля истины, хотя отдельные студенты физического и математического факультетов успешно справились с написанием диктанта и получили хорошие отметки. Но здесь возникает другая проблема. Мы готовим педагогов! Людей, которые будут учить наших детей в школах и университетах. Если они не знают правил, не умеют правильно говорить и писать, то о каком уровне образования может идти речь? Поэтому, проанализировав результаты диктанта, мы ввели практикум по русскому языку на всех факультетах. Безусловно, он окажет существенную помощь в повышении грамотности и культуры речи будущих выпускников нашего вуза. Диктант станет важным условием для повышения мотивации изучения языка. Ведь студенты уже с первого курса должны знать, что профессиональная речь является речевым имиджем любого специалиста (и филолога, и физика, и продюсера, и менеджера), и стремиться на протяжении учебы в вузе постоянно совершенствовать свою речевую культуру, искусство делового общения.
 

- Но ведь все ваши студенты-первокурсники окончили школу, где учили русский язык. И если поступили в вуз, то, значит, были не самыми плохими учениками.
 

- Проблема в том, что уроки русского языка в школе сейчас превратились исключительно в подготовку к централизованному тестированию. Уроки стали тренажерами по выполнению тестовых заданий, а диктант как форма контроля знаний фактически перестала существовать. К этому следует добавить и формальный подход отдельных учителей к преподаванию языка, несовершенство методики обучения языку и др.
 

"Чел, скидывай мне на тел!"
 

- Как вы относитесь к мнению, что во всем виноват компьютер? Все-таки зная, что все твои ошибки исправятся автоматически, не так следишь за правильностью написания.
 

- Если человек грамотный, то он, работая на компьютере, будет писать грамотно. Компьютер - это в первую очередь быстрота передаваемой информации. Когда человек набирает текст, глядя на клавиатуру, а не на экран, то просто не видит опечаток, неточностей и ошибок. При написании текста от руки внимание, разумеется, более сконцентрировано на самом тексте, на том, что пишешь. А компьютер способствует непродуманной и неряшливой речи. Но сказать, что он разительно влияет на грамотность, я не могу.
Проблема в том, что молодые люди вообще мало пишут. Молодые люди, наверное, не помнят о некогда распространенном эпистолярном жанре, когда люди писали пространные письма (особенно военнослужащие своим девушкам), слали поздравления на открытках. Сейчас письмо заменилось модными SMS-сообщениями, которые, как правило, состоят из обрывков слов. "чел", " я тя люблю", "пок", "скидывай на тел" и т.д. Никаких метафор, развернутых предложений! А для современной молодежи SMS-общение – это мода. Мода на мобильность. Быть всегда на связи, быть всегда в курсе событий – это стиль современной жизни.
Некоторые слова при общении в чатах, на форумах принято писать с ошибками, это как внутреннее правило общения. Например, "ваще" вместо "вообще", "превед" вместо "привет" и т.д. К сожалению, ошибки откладываются в памяти. И потом, при написании того же диктанта, возможно их повторение.
 

- Романы, чтение которых занимает около недели, сейчас можно прослушать за час-два, если купить аудиокнигу.
 

- И это очень плохо! Сюжет, конечно, человек узнает, имена главных героев, возможно, запомнит. Но есть ведь еще зрительная память. Когда читаешь, ты автоматически запоминаешь, как пишутся слова. А значит, и ошибок будешь делать меньше. Когда слушаешь произведение, никакой нагрузки зрительная память не получает, и отсюда – отсутствие орфографической зоркости.


Редкий студент не скажет "шуфлядка"
 

- С лет трех-четырех, когда ребенок еще плохо говорит на родном языке, его начинают учить иностранному. Это не приводит к тому, что речь будет неправильно поставлена в обоих языках?
 

- Многие методики оправдывают, что с раннего возраста параллельно можно учить несколько иностранных языков. Этого не нужно бояться.
Другой вопрос, что престижность иностранного языка у нас больше, чем русского и белорусского. И родители прикладывают немало сил, чтобы ребенок владел английским, совершенно не заботясь о том, насколько правильно он говорит по-русски. Парадокс нашей ситуации в том, что если ты владеешь иностранным, то у тебя появляется возможность устроиться на престижную работу, получать большие деньги. При этом владение государственными языками не дает тебе никаких плюсов! Грамотно говорить по-русски - это не совсем престижно.
- Русский язык, на котором говорят в Беларуси, наверное, никогда не будет таким, как в Москве. Все мы ощущаем влияние белорусского языка, даже если и считаем себе русскоговорящими.
 

- Да, многие ошибки, особенно в устной речи, допускаются именно из-за схожести русского и белорусского. Студента, приехавшего к нам из России сразу видно. Такой чистой речи практически не будет ни у одного нашего белоруса-отличника. Произношение, дзеканне и цеканне, постановка ударений будет ориентированы на белорусский язык. И отсюда – ошибки. Я мало видел студентов, которые не говорили бы "шуфлядка!" Хотя большинство русских людей не знает этого слова и употребляет русскоязычный эквивалент "ящик".
 

- Есть какой-то выход или это неизбежный процесс, что с каждым годом будет все больше людей, говорящих и пишущих с ошибками?
 

- Должна быть целенаправленная государственная политика по совершенствованию грамотности. Мы должны школьников и студентов приучить к тому, что, только зная русский язык, он сможет преуспевать по службе. За неправильную речь надо штрафовать, особенно если ошибки допускаются в публичных выступлениях, в газетах, на радио и телевидении. При приеме на работу учителя и даже обслуживающий персонал должны сдавать, например, зачет по русскому языку. В старших классах общеобразовательных школ на русский язык отводится час – полтора в неделю. Такая ситуация и с литературой. И что за это время можно изучить? Нужно вносить коррективы в программы. Мы хорошо осознаем, что современному школьнику нужно изучать и другие предметы. Но все-таки язык и литература воспитывают в человеке высокую гражданственность, моральную ответственность, а по многим героям произведений школьники учатся жить. Видимо, надо увеличить количество часов вдвое.
Методики надо пересматривать. Они рассчитаны на школьника, который много читает, много пишет и говорит. Нос сегодня такой школьник – редкость. Это чувствуется даже по тестам для централизованного тестирования. Иногда туда включают слова, которые ученик и не слышал никогда. Он просто не использует их в своей речи. Например, "дизъюнкция". И задание - поставить правильно ударение или объяснить значение слова, которое отсутствует в активном словарном запасе школьника.
Ведь в русском языке свыше 100 тысяч слов. Современный школьник использует менее 10 тысяч. Нужно определить эти слова, сделать лексический минимум и, уже в соответствии с ним, составлять тесты, разрабатывать учебники.
- А что делать родителям, чтобы ребенок рос действительно грамотным?
- Самое главное - самим грамотно разговаривать и писать! Даже общаясь с маленьким ребенком, нельзя коверкать слова: "ти мой либеночек!" Речь родителей должна быть образцом! Малышам обязательно надо читать сказки и детские произведения. За старшими необходимо следить, чтобы знакомились с классической литературой. Пока не прочтет "Войну и мир", вряд ли можно говорить, что у ребенка хорошее классическое образование. А ведь сделать это в наше время не так просто. Следует приучать детей писать: пусть это будут дневники, сочинения, письма родителям. Главное, чтобы ребенок понимал, как формулировать свои мысли и переживания, как правильно подбирать и употреблять слова, как правильно строить свою речь.

Ольга АНЦИПОВИЧ — 12.01.2010: http://kp.by/daily/24422/593000/

 

Глас народа. "Неграмотно писать и говорить - есть следствие и неизбежность"?
 

"Кролег" и "креведко" - это неправильно пишется? На форуме ищут ответ на языковой вопрос.

Duke:
Русский язык сложен, туп и нелогичен. Угорские и тюркские структуры и звуки, добавленные, без сохранения смысла, славянские слова. Всё это усложняется тем, что устный и письменный варианты довольно серьёзно отличаются. К тому же он некрасиво звучит.
У Беларусі ёсць свая беларуская мова, куды больш прыгажэйшая, лягчэйшая і славянская (а не пародыя на славянскую, як мова руская). Чаму ўсе, як дурні, учапіліся ў мову суседняй дзяржавы, зусім незразумела.

Аноним:
О какой грамотности можно говорить, если чиновники по телевизору допускают кучу ошибок. А многие слушают и думают, что это правильно. Вот и получается, что уголовное дело в нашей стране может быть только "возбуждено" с ударением на букве "у". И таких примеров - множество.

Фрай:
Лично я не все слова знаю, как песать правельно, а поэтому специально иногда вставляю ошибки. Ну и тогда, когда напишу неправельно, то будет отмазка, мол, что я так и хотел, для прекола))

Чорны кашак:
Конечно, комп виноват - вся надежда, что Word проверит. А еще больше виноват инет и форумный стеб. Так что тут.бай тоже прикладывает руку к тому, чтобы беларусы были неграмотными.

793:
Человек, уважающий себя и своих собеседников, старается говорить грамотно.
Поправлять могу только родных (обычно по поводу ошибки "ложить-положить"), другим делать замечания, думаю, не стоит.
Когда кто-то разговаривает по-белорусски и хочется ответить ему на родном языке, к сожалению, приходится долго обдумывать слова... поэтому отвечаю чаще по-русски, чтоб было правильно.

Valeha:
У нас и так в школе перебор с изучением и прочим русским языком, его в школе необходимо перевести в разряд факультативных, а литературу изучать не как "русская лит-ра", а как "литература" с нормальным изучением-прочтением классической и современной мировой!!! лит-ры. А обеднять нашу жизнь и нашу речь "ящиками" вместо шуфляды нельзя даже!!! профессору или тем более профессору. Или он вместо шуфлядки имел ввиду ящик мусорный-помойный, что около каждого подъезда (или как там - парадной) стоит. Привет профессору...

khawa:
Сегодняшних студентов учили в школе вчерашние студенты,"постразвальные" учителя. Чего тогда ожидать от них обоих?
По долгу службы много людей много пишет, много читает. Правописание - это не есть только результат запоминания правил. Правила - это - то,-либо,-нибудь, стеклянный, парашют и т.п. Правописание - это в комплексе: хорошая визуальная память (запоминание правильного написания слов, словосочетаний и оборотов речи) и правила расстановки знаков препинания (тоже можно запоминать визуально, но основные правила надо знать) Читаемость среди молодого населения неуклонно снижается, грамотность и правописание падает.

Гражданин СССР:
А для меня всегда было загадкой - как вообще можно писать слова неправильно? Описка - ладно. Но слово с ошибкой - оно же корявое, мозолит глаз, на нем спотыкаешься... Помню, как был потрясен в первом классе))). Потом привык... Но всегда появляется чувство досады, когда натыкаешься на ошибку (не описку!) умного вроде бы человека... А еще, когда публичные люди говорят "двухтысячно десятый".
Жуть. Кстати, это касается как русского, так и белорусского языков.
Что касается "шуфлядок" - думаю, белорусский русский имеет право на некоторые отклонения. Как американский или австралийский английский. Например, мне все время хочется произносить слово "лоси" или "торты" с ударением на второй слог. Причем для "лоси" правила вроде бы допускают два варианта ударения, а для "торты" - почему-то нет. Где логика?))

Mulin.by:
Иногда рубит, когда поправляют - "позвонИшь, а не позвОнишь", такое впечатление, что есть разница. Убивает довод - "надо говорить правильно!". Зачем? По мне так надо говорить так, как удобнее, какие-то правила нужны для общности понимания, но жи-ши пЕшы с "и", или чЁрный и чОрный - в этом я смысла не вижу. Некоторые пишут, что неграмотно говорить (писать) - есть прямой путь к деградации. Абсурд. Я вижу один сильный фактор. Сейчас происходит сильный научно-технический, морально-этический, интеллектуальный, психологический и иной эволюционный скачок. Есть такое понятие - технологическая сингулярность, это лавинообразная волна научных и технических открытий, ожидается через 5-15 лет. Примерно то же самое, но в меньших масштабах происходит и с перечисленными выше факторами. Потому вполне логично ожидать резкой метаформации как русского, так и всех остальных языков, что собственно мы и наблюдаем сейчас.

Многих это сильно раздражает, боятся потерять некую самобытность. На это могу ответить следующее, если вы ею так дорожите, то из-за трансформации речи вы ее не потеряете, а если потеряете, то так она вам была необходима. Однако как мне видится, в развитых странах сейчас происходит полная мимикрия соседних государств и в особенности соединенных штатов. Таким образом, ни от чьей самобытности, в скором времени, не останется и следа. Самобытность станет частью истории государств. Тем паче тот факт, что развивающиеся поколения предпочитают смотреть вперед в будущее, а не назад в прошлое. Есть популярное утверждение - у государства забывшего свою историю, нет будущего. Хоть утверждение и спорное, но речь не об этом. Многие, вот даже не знаю, как их назвать, пусть будут приверженцами старых традиций, такой подход молодежи, как взгляд в будущее, воспринимают как попытка забыть прошлое. Мне это напоминает софистику с полупустым (полным) стаканом.

Иными словами, смотреть вперед, еще не значит исключить "взади", однако это значит, что пришло время перестать опираться на старые истины, которые уже стали утрачивать свою значимость и в принципе, что важно, смысл. Уж как ни крути, но настало время больших трансформаций, вспомните, что было хотя бы 20 лет назад. Когда еще в столь короткий промежуток времени вмещалось столько значимых исторических событий? Уплотняется и история. Всё, что я хочу сказать, это то, что "неграмотно писать и говорить" - есть следствие и неизбежность, какой-то период становления трансформаций, и все должно устаканиться.

teledom:
Жизнь в дальнейшем расставит всё на свои места. Человек, делающий в трёх словах пять ошибок, так и останется на нижнем уровне. Ему никогда не стать начальником до тех пор, пока не возьмётся за собственную грамотность. За исключением тех, кто со связями. А если ты простой человек, желающий улучшить свою среду обитания, придется забыть свои привычки писать неправильно.

Спасибо за ваши отзывы!

Мнения высказавшихся могут не совпадать с точкой зрения редакции.

 


Автор: TUT.BY

Распечатано с белорусского портала TUT.BY: http://news.tut.by/otklik/art157558y.html