Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

31/10/2017

Словарь: Элементы эфира

В этом выпуске словаря: основные понятия структуры сетки вещания, составляющие звукового имиджа радиостанции и оформления эфира. 


Анонс

— предварительное оповещение о чем-либо.
  

Аутро

— проигрыш в конце песни.
  
     Диджеи часто начинают свой разговорный блок на его фоне.
 
  

Банка

— заранее записанная программа, которая обычно выходит в прямом эфире на радио.
  

Блок

— элемент сетки вещания и часть клока.
  
     Блоки делятся на типы:

— разговорный,
— музыкальный,
— новостной,
— рекламный,
— информационный.
 

Влет

— джингл (короткий звуковой фрагмент 3-5 секунд).
  
     Предназначен для корректного прерывания основного эфира головной радиостанции и выхода на начало локального вещания.
 

Вокс Поп (VoxPop)

— то же самое, что и ток стрит: опрос народа на улице.
  

Вылет

— то же самое, что влет, но для выхода из регионального эфира на головную радиостанцию (короткий звуковой фрагмент 3-5 сек).
  

Дженерал

— часовая отбивка, позывные станции в начале часа.
  

Джингл

— «музыкальный логотип», позывные радиостанции, который помогает идентифицировать ту или иную волну. Джингл состоит из музыкального отрезка, вокала и звуковых эффектов. Также может присутствовать голос диктора. Длительность — до 15 секунд.
  

Добивка

— музыкальная композиция в конце часа, которая звучит до вступления в эфир рекламного блока, а также музыка в конце рекламного блока в случае автоматических рекламных врезок.
  
     Используется, чтобы рекламный блок был корректным по времени в случае нехватки рекламы и не выбивался из клока.
 

Дыра

— тишина в эфире.
  

Заставка

— короткий музыкальный фрагмент, предваряющий в эфире начало какой-либо радиопередачи. Цель — быстрое, ассоциативное представление новой радиопередачи.
  

Идентификатор (ID)

— короткий вокальный эфирный элемент. Как правило состоит из названия радиостанции, реже включает частоту вещания. Общая длительность — не более 5 секунд.
  

Интро

— вступление, проигрыш в начале песни.
  
     Зачастую диджеи на этом фоне анонсируют продолжение своей программы и объявляют исполнителя, чья песня уже в эфире.
 

Клаттер

[clutter]

— избыток побочной непрограммной информации (рекламных вставок, титров, анонсов), мешающих восприятию основной интересующей аудиторию программы.
  

Клок

— эфирный час на радио, 60 минут.
  
     Используется для формирования эфирной сетки и делится на сегменты (см. «шаг»).
 

Кода

— фактическое завершение песни.
  

Лайнер

— название радиостанции и частота, которые проговаривают обычным текстом.
  

Начитка

— текст в рекламном ролике.
  

Одежда эфира

— эксклюзивное звуковое оформление радиостанции, которое помогает ее идентифицировать. В этот пакет входят джинглы, отбивки, лайнеры, заставки и проч.
  

Отбивка

— звуковой фрагмент (текст + музыка, шумы) предваряющие и завершающие программы и рубрики (выпуски новостей, хит-парады, авторские программы), а также радиочас.
  

Пакет

— сюжет на радио, подготовленный и записанный заранее.
  

Перебивка

— короткий звуковой фрагмент (не обязательно музыкальный), назначение которого — «срыв контекста» обсуждения.
  
     Применяется при изменении темы внутри передачи.
 

Пилот

— пробный выпуск программы.
  

Подложка (подлога, подкладка, подклад)

— музыкальный фон, для выступления ведущего, рекламных роликов и программ.
  

Рамп

— длинный джингл, переходный по текстуре и настроению. Состоит из музыкального отрезка, вокализа, вокальной пачки и звуковых эффектов. Также может присутствовать голос диктора. Длительность — до 30 секунд.
  

Свипер

— элемент, основанный на музыке, песенных отрезках или звуковых эффектах.
  
     Имеет расширенное текстовое содержание: название, частота вещания, основные рекламные слоганы.
 

Хронометраж

— не более тридцати секунд. Иногда просто свистящая или шуршащая отбивка, которая закрывает эфирный час.
  

Сетка вещания

— составляется вещателем и содержит перечень, последовательность, наименования и время выхода в эфир радиопрограмм на конкретный период вещания.
  

Транзишн

[англ. transition — переход]

— джингл, предназначенный для смены темпа и настроения при переходе от одной песни к другой. В основном нужен для «цементирования» песен в эфире. Чаще всего транзишны используются при работе в режиме «нон-стоп» (не путать с автоматической системой вещания).

«Переходные» элементы учитывают как фактурные, так и темповые особенности композиций и описываются схемами:
   •fast to slow (от медленного к быстрому),
•middle to fast (от среднего к быстрому) и т.д.

Таким образом,они становятся мостиком между разнородными песнями.
  
     Чаще всего транзишны — это вариации на основные джинглы, хотя попадаются образцы, в которых полностью отсутствует музыкальная составляющая, и они основаны исключительно на звуковых спецэффектах.
 

Фальш-кода

— фальшивая оконцовка песни.
  

Фичер

[feature]

— документальная программа.
  

Фонотека

— собрание, архив звукозаписей, фонограмм.
  

Хрип (хрипушка)

— аудиозапись, сделанная по телефону.
  

Часовая отбивка

— (лого, отбивка часа, шапка часа) часто имеет достаточно сложную структуру и состоит из нескольких вышеупомянутых эфирных элементов.
  
     Один из вариантов звуковой схемы отбивки часа: сигналы точного времени-свипер-шотган.
 

Читалка

— рекламный текст, который начитывает ведущий
 

Шотган

[shotgun — дробовик]

— короткий джингл, базируется на вокальной пачке и звуковых эффектах. Длительность — от 1 до 3 секунд.
  

Шпигель

— анонс новостей в начале новостного выпуска.
  

Шумотека

— собрание звуков, которые можно использовать для оформления эфира.
  

Beat-Matched Sweeper

— вид свипера, представляющий собой цепочку из известных «форматных» песен, где все куски, или как многие говорят, «хуки», выдержаны в одном темпе и ритмическом рисунке.
  
     В отечественном радиовещании подобными экспериментами «грешили» «Европа плюс», радио Maximum, Love Radio, «Новости онлайн». И сегодня, не потеряв своей актуальности, однотемповые свиперы частенько используются как связующий материал между рекламным блоком (реже — новостным выпуском) и последующими песнями.
 

Fade-in, Fade out

— плавное нарастание, соответственно затухание звука. Плавный вход и выход ведущего программы.

  

 Александра Гагарина  


  
 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 


https://tvkinoradio.ru/article/article12430-slovar-elementi-efira