Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

05/12/2016

"Все это рок-н-ролл!"

Вы не поверите, но языку русского рока посвящено много серьезных научных работ. О чем в них говорится? О социальном звучании, например. И о символизме.

А.Макаревич, солист «Машины времени», писал о первых московских рок-группах: «…Ощущали, что происходит что-то запрещенное, добытое с таким трудом, самое дорогое на свете, словом – сокровенное». Социальный протест для рока – нечто само собой разумеющееся. Но как он выражается?

Мир в рок-песнях выглядит довольно враждебно: «Это мир, в котором ни секунды без драки» – поет «Нау»; «Люди, стрелявшие в наших отцов, Строят планы на наших детей», а «Их дети сходят с ума оттого, что им нечего больше хотеть», заключает «Аквариум»; а еще поют о постоянном давлении: «Живу в назойливом мире красивых, правильных слов. Здесь каждый, хоть не платили, давать советы готов – Куда идти, где крутиться, про что, кому и как петь», — это уже Юрий Шевчук и его ДДТ. Вот отсюда – тот самый протест и знаменитая строчка из песни «Кино» голосом Виктора Цоя: «Перемен! – требуют наши сердца. – Перемен! – требуют наши глаза»…

В песнях рок-групп мир делится на «свое – чужое». Свои, мы – это некий круг единомышленников-музыкантов, «свой полк» – как поет БГ. «Мы не можем похвастаться мудростью глаз и умелыми жестами рук, Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять. Сигареты в руках, чай на столе – так замыкается круг», – так представляет себе «мы» Виктор Цой. Чужие – они – враждебно настроенные люди с чуждыми взглядами: «Русь закатом добивают, Распиная у ларька», у ДДТ; «Они пьют и едят нашу смерть» — у «Аквариума»; «Они больны, они смердят» — у Гр.Обороны. В текстах значение «свой» передается местоимениями мы, наш, все, я, ты. Кстати, ты – это дружеское, неформальное обращение к «своему»: «Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать», «Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь, Ты увидишь, там все горит огнем», поет «Кино»; «Ты не дай им опять закатать рукава», призывает ДДТ.

Собственно протест против существующего положения вещей в мире, который устраивает «их» и не устраивает бунтарей рок-н-ролла, воплощен в лозунгах, призывах – например, «Улететь, убежать, уползти из этого ада» (ДДТ); и часто выражен повелительным наклонением глагола: «Убей в себе государство» (ГрОб); «Пойдем домой!» – (с войны за чужие интересы) (А).

Можно встретить и образцы «их» принципов, призывов, лозунгов: «Подай, купи, продай, Достань, найди, возьми!» (ДДТ); «Куда? Сидеть! Молчать! Не кричать! Не петь!» (ДДТ); «Туда нельзя, там опасно, об этом думать не смей!» (ДДТ). Но есть и различия: например, модель «Марш, марш, левой, Марш, марш, правой!» у «Нау» – это команда, приказ, не предполагающий осмысления. Лозунг же «Кто сильнее – тот и прав» у «Гр. Обороны» напоминает «вечные истины», вроде «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи», «Чтобы лучше жить, надо лучше работать», «Дело Ленина живет и побеждает» – идеологические формулы, по которым строились лозунги советских – тоталитарных – времен. В целом «чужие» лозунги циничнее, агрессивнее, в них выражен нравственный «антикодекс».

Возможно, изначальная подпольность рока породила ни с чем несравнимый символизм текстов. БГ в начале своего рок-пути признавался, что берет пример с поэтов-символистов начала ХХ века. Другие же символы заимствовали уже у него. Какие?

Звезда – это, как правило, высокая, недостижимая цель, часто не до конца определенная самим автором. Солнце – идеальная звезда, которая не только светит, но и греет (т.е. полезная). Еще один «астрономический» символ – луна – это «заменитель» солнца на время ночи, символизирует фальшивую цель, идею. Сама ночь обычно представляет почти все недостатки общества как темная сторона дня (или упавшая на мир тень):

А над городом ночь, а над ночью луна, И сегодня луна каплей крови красна, — пел В. Цой («Кино»). Спать – значит бездействовать в ночи, не искать из нее выхода: «Радости тем, кто ищет и мужества тем, кто спит» желали Б. Гребенщиков и «Аквариум». Иногда спящий называется мертвым, а ищущий пробуждения – живым.

Звезды, солнце, луна – чтобы постичь их, человек должен уметь летать, т. е. мыслить высокими философскими категориями. Для полета, в свою очередь, нужны крылья.

Символ «море» и все, что с ним связано (лодки, корабли, шторма и т.п.) сравнительно редко встречается в песнях, почти исключительно в  текстах «Машины Времени» и А. Макаревича. Море символизирует некий простор для деятельности, в отличие от реки, зажатой между двумя берегами. Вода – нечто необходимое для жизни, повседневное, ее наполняющее. К воде относится множество эпитетов – чистая, ядовитая и даже железнодорожная. Другая стихия – огонь. Как правило, огонь, костер или свеча обозначают человеческую жизнь: «Все отболит, и мудрый говорит: «Каждый костер когда-то догорит…»» – помните у А. Макаревича? Ветер – это какие-то изменения в обществе, либо (если он встречный) препятствия, мешающие продвижению вперед. Некоторые рокеры ветром называют время. Дождь часто служит вестником нового (после дождя воздух свежее). Снег означает начало нового этапа в жизни. Четырем временам года соответствуют свои символы: весне – начало расцвета, лету – его наивысшая стадия, осени – угасание, а зиме «нижняя мертвая точка» в развитии общества…

«Зима будет долгой, но все обойдется», – так считает «Сплин». Это рок-н-ролл, детки!


Ольга Северская

кандидат филологических наук, журналист «Эха Москвы»

Говорим по-русски. Радио-альманах,"Эхо Москвы"

Время выхода в эфир: 04 декабря 2016, 11:50

 

 

 


http://echo.msk.ru/programs/rusalmanach/1885798-echo/